Пять видов оружия воина
О мужестве батыра судят по вооружению

Этнография вооружения

Боевые доспехи в традиционной системе вооружения  тюрков

Традиционная система вооружения тюрков включает различные типы и виды наступательного и оборонительного оружия. Сам язык может многое рассказать обо всем комплексе военного снаряжения. Все виды традиционного вооружения, их конструктивные элементы имеют схожие названия во всех тюркских языках, различия встречаются, когда речь идет об оружии более позднего времени. И это свидетельство того, что подобная система классификации была единой для всех кочевых тюркоязычных народов и начала складываться уже в прототюркскую эпоху вместе с появлением основных видов защитного снаряжения кочевников.

Пять видов воинского оружия тюрков

В казахском эпосе часто упоминается о пяти видах оружия, которыми были вооружены тюркские воины – представители особого профессионального сословия. Существует казахская пословица: «Ер каруы – бес қару», что переводится как «У воина – пять видов оружия». Такое разделение связано с характерным для каждого вида вооружения особым способом поражения, поэтому «оружие воина» («ер каруы») подразделяется на: метательное, режущее, рубящее, колющее и ударное. Каждый вид имеет несколько разновидностей, которые без всякого ущерба для воина могут взаимозаменяться при боевом использовании.

Метательное  оружие

Основное метательное оружие тюрков – это боевой лук («жак») со стрелами («ок»). Тюркский боевой лук собирался из нескольких частей, изготовленных из различных материалов: дерева, кости, рога, бересты, сухожилий и кожи. В зависимости от назначения и формы наконечника казахи различали несколько разновидностей стрел. Стрелу с широким двухлопастным наконечником для нанесения широких ран тюрки называют «козы жуырын» (лопатка ягненка), Стрелы с трех-четырехгранными бронебойными наконечниками называют «сауыт бузар» (пробивающий доспех) и «кобе бузар» (пробивающий панцирь). Кроме металлических тюрки использовали костяные, роговые и деревянные наконечники стрел. Для сбивания человека с коня или для охоты применялись цилиндрические деревянные наконечники «догал ок». А для подачи звукового сигнала во время боя применялась «стрела-свистунка». Колчан для ношения стрел назывался «корамсак». Отдельный футляр для лука – налуч – назывался «садақ». Этим же термином обозначался в прошлом и весь набор с налучем, колчаном и портупеей для их ношения. Позже в воинском снаряжении тюрков место лука заняло огнестрельное оружие. Тюрки применяли в прошлом фитильные, кремневые и пистонные ружья.

Режущее оружие

Традиционно тюркскими воинами использовались три вида длинноклинкового режущего оружия: прямой меч – «семсер», кривая сабля – «кылыш» и казахская шашка – «сапы». У тюрков в прошлом существовали несколько разновидностей сабель: «наркескен» – с сильно изогнутым клинком; «зульфукар» – с раздвоенным острием клинка; «алдаспан» – большие, тяжелые сабли с небольшим расширением у острия, предназначенного для увеличения тяжести удара. Ножны для меча, шашки, сабли назывались «кынап». Портупея для его ношения – «кылышбау». Ножны изготовлялись из дерева, обтягивались кожей, бархатом, украшались металлическими накладками, декорированными насечкой серебром, золотом, драгоценными камнями. Некоторые ножны сплошь покрывались металлом.

Короткоклинковое оружие – кинжал, нож – служило для всадника вспомогательным оружием в бою. Национальный нож стал атрибутом тюркского народного костюма, и на мужском поясе – «кисе» – всегда висел тюркский нож с ножнами. Ножны, его ременная петля украшались вышивкой, аппликациями из бархата, металлическими орнаментальными накладками.

Колющее оружие

У тюрков имелось два вида колющего оружия: «найза» – копье с широким наконечником и «сунги» – длинная пика с тонким граненым наконечником, предназначенная для поражения противника в доспехах. На копьё и пику тюркские воины прикрепляли разного рода опознавательные военные значки: бунчук, знамя, флажки, кисти. Знамя было общевойсковым знаком, бунчук – атрибутом военачальника, разноцветные флажки служили опознавательными знаками военных отрядов, батыры имели кисть из конского волоса или шелковых шнуров.

Рубящее оружие

Традиционно тюрки использовали четыре основных разновидности рубящего оружия, различающиеся характером нанесения поражающих ударов и, в соответствие с этим, формой. Для нанесения рубящего удара применялся боевой топор «балта» с лезвием средней ширины. Рубящие и режущие удары наносились секирой «айбалта» с лунообразным и широким лезвием. «Шакан» (чекан) имел узкое клиновидное лезвие и использовался для нанесения раскалывающих ударов. Но чаще тюрки пользовались четвертой разновидностью боевого топора – полусекирой, где комбинировались свойства топора, секиры и чекана. Часто тыльная сторона головки топора изготавливалась в виде молотка для нанесения дробящих ударов. Рукояти тюркских топоров иногда обкладывались металлом, обтягивались кожей. По длине рукояти (топорища) казахские боевые топоры можно разделить на три группы: топоры с длинной, средней и короткой рукоятью. У тюрков самым распространенным был топор со средним топорищем, Маленький топорик с короткой рукоятью носили обычно на поясе. Секиру с длинным топорищем воины использовали при охране ханского дворца или ворот крепости.

Ударное оружие

Самой древней разновидностью этого вида оружия была палица «шокпар», сделанная из одного куска дерева в виде тяжелой дубины с головкой, иногда окованной металлом или утыканной остроконечными шипами. К ударному оружию относятся также: тяжелая булава «курси» с отдельно изготовленной из металла и насаженной на рукоять головкой, легкие пернаты (шестоперы) – «буздыган», у которых металлические головки имели несколько тонких ребер (перьев), и, наконец, кистень «босмойын», головка которого – гиря – изготавливалась из дерева и камня (либо отливалась из металла) и соединялась с рукоятью гибким способом – ремнями или цепью.

Древние традиции

У тюрков за многие века сложились определенные традиции, связанные с применением воинского оружия. Боевые поединки батыров служили мерилом мастерства владения оружием, силы и мужества воина. Они регламентировались определенными правилами и ритуалами и проводились с использованием только боевого оружия. В древности, как и сейчас, у кочевников рода войск разделялись и по видам оружия. Из воинов, хорошо овладевших определенным видом оружия, создавались воинские соединения копейщиков, меченосцев, лучников, булавоносцев, секироносцев. Профессиональные воины-батыры, владевшие всеми пятью видами оружия, составляли отборные гвардейские части. Применение этих пяти видов боевого оружия диктовало и тактику ведения военных сражений. Бой начинался обычно метанием стрел из лука с дальней дистанции, копьё (пику) использовали во время таранного удара всей конницей, а в ближнем бою переходили на другие виды оружия.

Для тюркских народов было характерно особое, священное отношение к воинскому оружию. У казахских батыров в прошлом существовал культ боевого оружия: им присягали, давали клятву, присваивали личные имена. У кочевников сложились множество ритуалов с использованием воинского оружия. В средние века меч или сабля входили в число царских регалий (знаков власти), вручаемых правителям во время их коронации. У казахов хана, возводившегося на трон, опоясывали золотой саблей – знаком власти и ханского достоинства. Пять видов боевого оружия служили также знаками власти, ими обозначали разные степени воинского ранга, копье с бунчуком, сабля или булава вручалась военачальникам при назначении их на должность. Люди, получившие право носить воинское оружие, пользовались особыми привилегиями в обществе. Например, у казахов при хане Тауке, по существовавшему тогда закону «Жети жаргы», правом участвовать в ханском совете пользовались только люди, носившие воинское оружие: ханы, султаны, батыры, родоначальники. Парадным боевым оружием награждали за военные заслуги. У казахов воинское оружие как ценный предмет входило в состав приданого невесты – «жасау» и свадебного дара за невесту – «калым». Его включали в число девяти предметов в качестве главного приза за победу на состязаниях, проводимых на традиционных праздниках и торжественных поминках. Почитание воинского оружия в казахской народной традиции сохранилось и до наших дней. Потомки казахских батыров хранят как священные реликвии некоторые образцы боевого оружия, оставшиеся от их славных предков.

© Ассоциация «Бес Қару», 2010. Все права защищены